
В эпоху, когда работа часто становится просто способом заработать, встретить человека, который горит своим делом, — большая удача. И у нас, в компании «Стальэнерго» (входит в ГК НПС), есть такие люди. Александр Капустьян, водитель с более чем 40-летним стажем, 20 из которых он посвятил работе на наших предприятиях. Для него машина — не бездушный агрегат, а верный друг со своим характером и именем. Мы поговорили с Александром о выборе пути, диалоге с техникой и о том, что делает его не просто водителем, а настоящим шофером.
— Александр, ваша история в «Стальэнерго» началась с объявления в газете. Помните свои первые впечатления?
— (Смеется) Как сейчас помню! Газета «Из рук в руки», искал работу. Увидел: «требуется водитель на Волгу. Все категории». Адрес — Щорса, 45. Приехал, а въезд не могу найти! Три круга нарезал вокруг предприятия. Но в итоге зашел через автомобильную проходную, прошел собеседование, и вот я здесь уже больше двадцати лет. Мне с первого дня повезло — дали Волгу: машина не новая, кузов после ремонта, но мы с ней быстро нашли общий язык.
— А что для вас значит «найти общий язык» с машиной?
— Для меня каждая машина — живая. У неё есть душа и темперамент. Каждую машину, на которой мне доводилось ездить, я называю по имени. Был у меня ЗИЛ, пятнадцать лет на нем отъездил. Капризный такой с первых дней — ну точно женщина! А потом я взглянул на название: ЗИЛ… а наоборот читается как ЛИЗ — назвал Лизаветой. Была у меня и «Надежда» — очень надежная работяга. Это так, для примера. В основном имена машин держу в секрете — это личное. Они ведь не просто железо. Если машину обидеть плохим словом, или обслуживанием, она ответит тебе поломкой в самый неподходящий момент. А если заботиться — она никогда не подведет.
— Вы назвали себя в разговоре шофером, а не просто водителем. В чем для вас разница?
— Водитель — это тот, кто просто крутит руль из точки А в точку Б. А шофер… Это состояние души. Это ответственность. За технику, за людей в салоне, за груз. Это умение слышать каждый стук, каждый посторонний звук. Раньше, в нулевые, мы сами были и механиками, и диагностами. Бывало, полдня под капотом проведешь, ищешь причину. А какая радость, когда найдешь и починишь своими руками! Сейчас техника новее, многое делают на СТО, но это чувство связи с машиной никуда не делось. Я технарь по натуре, мне это в радость, потому и шофёр.
— Несмотря на такую любовь к технике, вы учились в языковой школе. Не жалели, что жизнь повернула к рулю?
— Нисколько. Я занимаюсь тем, что мне искренне нравится. А мне за это еще и деньги платят! (Улыбается). Для кого-то хобби — грибы или рыбалка, а моё хобби — езда. Это моя стихия. Руль для меня — не просто инструмент, это продолжение меня самого. Я нашел свое место.
— В чем для вас главный секрет такой долгой и, судя по всему, счастливой работы?
— Два простых, но самых важных слова: исправность и безопасность. Когда машина в идеальном порядке, ты едешь и получаешь удовольствие. Когда что-то стучит или течет — едешь на нервах. Поэтому мой главный принцип — внимательность. Вовремя заметить, предупредить, позаботиться. Это как с любыми отношениями: вкладываешь душу — и получаешь взамен надежность.
— Что бы вы сказали тому, кто только начинает свой путь за рулем?
— Относитесь к машине с уважением. Не как к аппарату, а как к напарнику. Учитесь ее слушать и слышать. И тогда любая дорога, даже самая сложная, будет вам по плечу. Потому что вы будете не одни — у вас будет верный друг, который довезет.
—
История Александра Капустьяна, водителя Промышленного предприятия «Стальэнерго» — это не просто рассказ о профессии. Это напоминание о том, что настоящее мастерство рождается там, где заканчивается безразличие и начинается диалог — даже если твой собеседник говорит на языке моторного масла и шепота шин по асфальту.
